- Сильвестр
-
СИЛЬВЕ́СТР (в монашестве Спиридон) (? — ок. 1566) — священник Благовещенского соб. в Кремле, писатель. Родом из зажиточных новгородцев, был священником в Новгороде. С 1540-х гг. — в Москве. С. имел большое влияние на молодого Ивана IV (Грозного). В 1547 во время пожаров и нар. выступления в Москве против Глинских С. явился к Ивану на Воробьевы горы и произвел на него большое впечатление своими увещеваниями. Впоследствии он вошел в ближнее окружение царя вместе с Адашевыми и кн. Курбским. Расхождение Ивана IV с бывшими соратниками (т. н. избранной радой) изменило и отношение к С. Ок. 1560 С. уходит от двора и постригается. Курбский в своей "Истории о вел кн. Московском" утверждает, что С. был сослан на Соловки. Иван IV в послании к Курбскому, наоборот, ставит ему в пример С. как добровольно ушедшего от двора. Последнее более вероятно, Кирилло-Белозерском мон., близком царю, находилась личная б-ка С., а род его сына Анфима, дьяка, служившего в Смоленске, был занесен в Синодик Успенского соб. в Кремле. В 1577 в послании к Ивану IV Курбский называет С. уже умершим. Очевидно, он скончался в Кирилло-Белозерском мон., где, видимо, и постригся. С. был не только талантливым проповедником, но и ярким писателем. Несомненно ему принадлежат: "Послание казанскому наместнику кн. А. Б. Горбатому"; "Житие кн. Ольги", в переработанном виде вошедшее в "Степенную книгу"; "Послание и наказание от отца к сыну", входящее в "Домострой" как 64-я глава. В сб. личной келейной б-ки С. сохранились и др. послания к царю и вельможам. Возможно, что нек-рые из них написаны самим С. "Житие кн. Ольги" составлено на основании проложных житий, летописей и легенд, дополнено обширным предисловием, где С. рассуждает о божественной мудрости, вернувшей людям рай через женщину, Богородицу, подобно тому, как через женщину, Еву, Адам его потерял. Далее С. пишет о знаменитых святых женах, особенно о царице Елене, с к-рой постоянно сравнивали Ольгу. Многие исследователи считают С. и составителем всего "Домостроя", т. к. в "Послании к сыну" в крат. форме выражены те же принципы, что и в целой кн. Стилист. особенности текста не противоречат такой атрибуции. Богатейшая келейная б-ка С. после его смерти осталась в Кирилловском мон. (в осн. Софийское и Кирилло-Белозерское собр. Публ. б-ки в С.-Петербурге). С. иногда вместе с сыном делал богатые кн. вклады и в др. монастыри. Один из самых знаменитых его кодексов содержал копию с др. иллюстраций к анонимному "Сказанию о Борисе и Глебе" и древнейший список "Чтения о Борисе и Глебе" Нестора.
Изд. и лит.: Барсов Н. Из неизданных пам. др.-рус. лит-ры: Учительные послания. // Христианское чтение. 1871. № 3; Сильвестра послание и наказание отца к сыну. Пам. др.-рус. церковно-учит. лит-ры. СПб., 1897. Вып. 3; Гробовский А. Н. Иван Грозный и Сильвестр. Лондон, 1987; Курукин И. В. Сильвестр и составление "Жития Ольги Степенной Книги" // Теория и практика источниковед. и археографии отеч. истории. М., 1978.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.